sintez_audio (sintez_audio) wrote,
sintez_audio
sintez_audio

Очерки гитарной истории. ч.1: Ренессансная гитара.

В славном парижском Музыкограде (Cité de la musique) есть музей музыки (musée de la Musique) – настолько потрясающий, что мы решили показать читателям тамошнее собрание гитар.

В процессе поняли, что просто выложить читателям пару фотографий – будет почти преступлением. Нужно, по крайней мере, полсотни фотографий.



А еще - нужны комментарии. И даже больше - комментарии должны быть систематизированы, выстроены в историческом контексте.



Начнем с начала, - как бы сказал великий Кормчий, - а там уже пусть все цветы цветут.
К некоторым фотографиям – мы не найдем нужных слов, и покажем их без комментариев. Но обязательно - с каталожной подписью: кто создал, когда создал, где создал и что там в ней такого интересного.



В инженерии были прорывы. Архимед и Леонардо прославлены настолько, что и не самый образованный – с легкостью припомнит о них два-три исторических анекдота. Такие же прорывы были в физике – где Ньютон спорит с Эйнштейном, а лучшая половина Кюри – навечно впечатана в поколения рентгеновским снимком кисти. В музыке были прорывы – Пифагор затолкал ее в математику, а Бах – придумал все возможные математические комбинации. Везде – прорывы. Вспышки гения.

Но не в гитаростроении.
Увы, среди лютье не было Леонардо. Лютье шли по истории – вялотекущими шагами, и если во всей этой серости есть имена, знакомые нам, знай, читатель, что это – просто маркетинг и реклама. Кого распечатали – сначала в литографиях, позже в дагерротипах, а совсем поздно в цифре, - тот и царь горы.
Историки гитары до сих пор спорят, когда же гитара стала гитарой. Какую хронологическую точку можно назвать отправной. Вот этот день – нет гитары, а есть, например, виуэла, а вот в этот день – гитара вдруг появилась.

Нету такой точки.
Признак хорошего преподавателя – умение поставить ученика перед всеми возможными гипотезами, предоставив ему свободу – выбрать ту, что пришлась по душе или показалась наиболее разумной.
А мы не таковы. Нет у нас времени перечислять все гипотезы.

Но мы можем научить, как различать гитары по внешнему виду.
Как не попасть впросак. Смотрите - вот современный инструмент. В сети гитара подписана "ренессансной".



Очень красивая работа. Думаю, что даже - очень качественная. Но как понять - что перед нами? Ренессансная эта гитара или какая? После чтения статей, дорогой читатель, ты совершенно точно поймешь что к чему и почему.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Давайте сразу же выпишем на мятую салфетку – пять периодов гитарной эволюции. Выпишем без разбирательства. Потому что эти периоды стали общим местом. Ежели когда-то, где-то вы встретите упоминание «барочной гитары», это будет значить, что речь идет о XVII веке и о первой половине века XVIII. Периодизация нужна для общения и понимания. Кто не хочет общаться и понимать – может пропустить эту скучную болтовню.

Традиционные периоды почти совпадают с исторической периодизацией музыки и вообще искусства. Но есть мелкие особенности. Как говорил Чапаев - нюансы.

Итак:
1. Ренессансная гитара.
Весь XVI век.
Полнейшее чинквеченто. В кватроченто можно даже не заглядывать. Нет там ничего.
Отличительный признак – четыре хора.

Хор в струнных инструментах – это сдвоенные струны, настроенные в унисон или в октаву.
Ближайший всем знакомый пример – двенадцатиструнная гитара, в которой – 6+6 струн, шесть хоров, по две струны в каждом хоре.

520 12.jpg
Современная двенадцатиструнная гитара Crusader. Шесть хоров - по две струны в хоре.


Ренессансных гитар больше нет. А что есть - восстановлены по картинам, фрескам, иллюстрациям и рисункам.
На фото - современная попытка воссоздать ренессансную гитару. Мастер изменил каноническую конструкцию - вместо четвертого хора - поставил одиночную струну. У этой гитары - три хора+одна свободная струна, видимо, для ведения мелодии. Это не слишком важно. Все равно - ни одной ренессансной гитары современные мастера не видели, в руках не держали


2. Барочная гитара.
От XVII века до, приблизительно, половины XVIII века.
Отличительный признак барочной гитары – пять, а в конце периода и шесть хоров.


Пятихорная барочная гитара Benoît Fleury.
Франция,
1776 год.



Шестихорная барочная гитара Pages Garcia, Juan.
Кадис, Испания, XVIII век

3. Классический период.
Не нужно путать с классической гитарой. «Классическая гитара» - это профессиональный жаргонизм. Применяется для технического отличия акустических гитар испанской схемы от акустических гитар-вестернов.
Классический период гитары – это середина XVIII – первые десятилетия XIX века.
Не имеет формального начала и окончания. Вычисляется отдельно для каждой школы гитаростроения.
Особенностьпереход от хоров к одиночным струнам.


Шестиструнная гитара семьи Винначчиа, конкретно - Паскуале. Прославленный Гаэтано Виначчиа - его отец.
Неаполь, Италия, 1883 год


4. Романтический период.
Спорный период. В общей периодизации – с 1800 года по 1900 год.
В эволюции гитары – период гитарных школ, знаменитых мастеров и великих гитаристов.
Отличительная особенность – разработка стандартов для классической гитары и вестернов.

Некоторыми авторами романтический период пропускается. У них классический период начинается пятиструнными и шестиструнными гитарами (шестихорные вымирают), а заканчивается принятием стандартов: мензура 650, веер на классике, крест на вестернах, хвойная древесина верхней деки и т.д, и т.п.
Как бы то ни было, этот период необходимо запомнить, т.к. в литературе и обиходе часто упоминают «романтическую гитару», имея в виду:
1. не ренессансную,
2. не барочную, пятихорную,
3. не переходную шестихорную,
4. не пятиструнную,
5. а шестиструнную гитару, которая еще не стала современной.
Другими словами – гитару, которая еще не приобрела современной внешности и конструктивно отличается от современных гитар. Шестиструнную гитару времен Шуберта, Вагнера, Шопена и Петра нашего Ильича Чайковского.


Очень интересная иллюстрация. И подходит под период.
Это гитара первой эпохи Торреса. Эксперимент мастера. Поиск стандартов.
Альмерия, Испания, 1852 год.


5. Современность.
XX век и наши дни.
Гитарные стандарты и унификации. Эволюция гитары приостановлена. Развитие направлено на улучшение уже открытых инженерных решений.
Испанская классическая гитара, вестерны и электрогитары – развиваются независимо друг от друга.


И поздняя - зарегулированная модель Торреса. Сделана она раньше годовой вилки периода, но Торрес - этот период открыл, потому вместить его в какие-то рамки - невозможно.
Испания, Севилья, 1882 год.

РЕНЕССАНСНАЯ ГИТАРА
Начало гитарной истории – вопрос дискуссионный.
Гитарообразных инструментов – было много, и чем же они отличаются от гитары – ясно не вполне. В Испании, к примеру, в ходу была "виуэла де мано". Прибавка "де мано" - очень важна. Она означает, что на этом инструменте играли руками (щипком), а, например, на "виуэле де арко" – смычком.
Виуэлу де мано легко назвать предшественницей гитары, но кажущаяся легкость – обманчива. Параллельно виуэле в Испании был четыреххорный инструмент, формой очень похожий на гитару. Похожий -  гораздо более виуэлы.
В четыреххорном инструменте было  4+4 - четыре хора или восемь струн.
По корпорационному сговору - именно этот инструмент принято считать первой гитарой.

Что происходило дальше – не сможет сказать ни один историк. Время было непростое и как в нем наслаивались события – и как они влияли на музыкальные пристрастия – не разберет самый пытливый ум.
Мы читаем эту статью и равнодушно скользим по римским цифрам – XVI век. Понятно. Что в нем такого – шестнадцатый и шестнадцатый.

А, между тем, ровно посередине XVI века – Иван Грозный взял Казань. Ту Казань, что сейчас – самый развитой город после трех столиц. Тогда там сидели ханы и мурзы.
В центре России, в семье обрусевших татарских воевод Годуновых – родился сын Борис. Он вырастет – и прикончит род Рюрика, а мимоходом – учредит на Руси патриаршество. Да, да – в современной Тверской провинции, в Старице – бегал мальчик Ваня из семьи Леняевых. Его и поставит Борис Годунов первым патриархом Московским.
Первый патриарх Иов – современник первых гитар.
А где-то поближе к музыкальной Испании, в Кастилии – у окна сидел вечно грустный мальчик Генрих Валуа. Грустит, потому что он – дофин - заложник короля Кастилии. И убить его могут в любую минуту. Он, конечно, не знает, что через брак с Медичи, введет этих купцов в самые высокие палаты. А Медичи устроят во Франции Варфоломеевскую ночь – кровавую резню. Вырежут гугенотов так, как раньше резали своих баранов.

Вот такие параллели.
Историкам в этом богатырском веке – есть что изучать. И уж конечно – не гитару.

Вернемся к нашей захватывающей истории. К французскому музею.
Ренессансной гитары в его экспозиции нет (потому что нигде такой нет), но зато есть виуэла де мано.


Виуэла де мано
Авторство не установлено
кон. XVI века
Испания.
Один из немногих инструментов тех лет, что дошли до нас.
Удивительные пружины верхней деки.
Резонаторное отверстие такой формы звалось "розой". Для получения диплома мастера - мало было сделать инструмент. Нужно было его богато украсить, а изготовление "розы" - было обязательным и прописывалось в уставе гильдии.




На виуэле струны всегда сдваивались потому перед нами - шестихорная виуэла де мано.
12 жил, 6 хоров.
Очень интересный клец. Особенно, если учесть, что гриф в тогдашних инструментах не располагался поверх деки (как на современных гитарах), а заканчивался непосредственно перед ней.



Гриф без ладов. Мечта современного надмозга  гитариста.
Дело в том, что врезные, знакомые нам лады появились позже. На виуэле, на ренессансной гитаре и на ранних барочных гитарах лады были навязными. Они были жильными и их буквально навязывали
на гриф.
До нас дошла шутливая присказка тех времен: лютнист третью часть жизни играет, а все остальное время - настраивает.


Мы знаем точно только то, что к концу XVI века – и виуэлу, и четыреххорную гитару вытеснит новый инструмент – гитара пятихорная. У нее был разный строй. Тогда не было общепринятой настройки инструмента. Но знакомый гитарный EBGDA, без дублирующей ми – уже существовал. Мы знаем это из сборников произведений для гитары того времени.

История ренессансной гитары на этом заканчивается.

Все.
Внешнее отличие ренессансной гитары от барочной – в количестве хоров.
У барочной их было больше четырех, у ренессансной –  четыре; иногда три+одна открытая струна.
Внутреннее отличие – тайна Моисеева или «задняя Божия», как подсказывает нам Библия.
До нас не дошли те гитары. Ни одной.

Продолжение ту би континуед.
Следующая статья - о барочной гитаре.
Tags: история гитары

Posts from This Journal “история гитары” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments