sintez_audio (sintez_audio) wrote,
sintez_audio
sintez_audio

Дека из ели или кедра



Из какого дерева можно сделать деку гитары? Из первого попавшегося босяцкого, из солидного и уважаемого, из модного и, наконец, из правильного.

Для русского последний вариант – наиболее мучителен, т.к. русских учил Федор Михайлович Достоевский, который легких путей не искал, благо ум его был пытлив и дерзок.

Правда ведь, любезный читатель? Вот музыкальный магазин, а в нем – помимо мрачного патлатого сатаниста за прилавком – гнездовища инструментов. И с махагони по обечайкам, и с палисандром, с какой-то бубингой, и с непонятным венге. А на деке – только ель, да кедр, да вот еще – висит краснодеревная. Висит годами, потому что берут ее в руки, пробуют аккорд – и отставляют. Глухая и хворая, даром что красивая.

Что же за тоска такая? Ель и кедр - и все? Как два гендерных праздника – в которых ни звезд, ни снега, а носки, мимозы и дезодорант Олд Спайс.

В «Синтез-Аудио» - потомков Достоевского мало. Так – двое-трое, остальные – черствые и прагматичные люди и гадать дамам на картах не привыкли. А привыкли рассказывать прямо и без вензелей.

Не знаю – бытие ли определяет сознание у человека, или наоборот, но у дерева бытие определяет – запасливость.

Факт того, что музыкантам повезло с прямой, простой и очень звучной древесиной хвойных пород – следствие климата. Как та вертихвостка, пропевшая пролетевшее лето, лиственные деревья ровно раз год оказываются в грустной ситуации, когда зима катит в глаза, пищу добывать неоткуда, листья опали – и смерть, и мрак – как спели бы готы.

Кому же плакать, кому припадать и стенать?

Давайте разбираться.

У всех деревьев – и лиственных, и хвойных – схожая анатомия.


На рисунке видны: две части флоэмы - кора и луб, за ними следует - камбий, а после - две части ксилемы: светлая заболонь и темное - ядро. В центре - сердцевина.


Основных частей всего две:

1)      древесина, ксилема и

2)      кора, флоэма.

В подавляющем большинстве клеток ксилемы и флоэмы – жизни нет. Но дерево как-то живет, растет. Что-то поддерживает дерево на протяжении десятилетий. Между ксилемой и флоэмой – есть очень тонкий, но очень активный слой – камбий. Именно деление камбия – обеспечивает дереву рост, те самые годичные кольца, а также толщину коры.

Когда клетки камбия делятся в сторону центра, происходит следующее. Разделившаяся клетка увеличивается, живая протоплазма постепенно отступает к краям и образует вторую клеточную стенку. Первая и вторая клеточные стенки становятся арматурой будущей древесины, а скрепляет их особое полимерное соединение – лигнин. Накопившийся лигнин, а также раздвоение стенки приводят к тому, что клетка лишается влаги и отмирает – одревесневает.


Начало стрелки - взрослая лучевая клетка, указывающий конец стрелки - молодая лучевая клетка, только что оделившаяся от камбия.

И в хвойной, и в лиственной древесине есть два типа клеток – живые и одревесневшие. Живые – проводят питательные вещества и накапливают соки, одревесневшие – становятся прочным и сложным каркасом, с развитой системой проводящих труб.

Простота и сложность строения древесины, а отсюда – ее акустические свойства – зависят от того, какая ткань в ней преобладает.

В хвойных породах больше 90% клеточной ткани – это трахеиды. Умненьким американским школьникам любят объяснять строение древесной ткани – коктейльными трубочками. Если взять такие трубочки и попытаться заполнить ими окружность, выложив их правильными кругами по годовым кольцам, – можно получить приблизительное представление о том, что такое трахеиды.



Трахеиды, как говорят биологи, имеют веретенообразную форму. Мы не биологи – потому согласимся. Они очень длинные. Если разрезать древесную ткань вдоль – можно увидеть, что трахеиды идут стройными рядами, а поперек – имеют почти правильную прямоугольную форму. Именно трахеиды придают хвойной древесине строгую, лаконичную структуру. Это почти церковный орган.


Вот они - наши трубочки. Трахеиды сибирского кедра. Срез с торца.


А это уже ситка-ель под электронным микроскопом. Практически идеальное строение.

Простые и правильные клеточные ряды – не препятствуют звуку, который распространяется по ним легко и свободно. А плотное прилегание слоев – один к другому – без разного рода включений и вкраплений, без посторонних проникновений – заставляет их вибрировать хором, всем вместе. Это очень ценное качество хвойных пород древесины – и вот почему именно из нее изготовляют главные излучающие элементы – деки музыкальных инструментов.


Так выглядят трахеиды ели вдоль волокон. Видны поры (о них - ниже).

Снова обратимся к визуализации. Если взять рекомую трубочку – и проделать иголкой по всей ее длине дырки – можно получить представление о том, что такое поры трахеид. В молодых клетках много пор, но по мере одревеснения большая их часть закрывается внутренними механизмами – мембранами – истонченными стенками, торусами – своеобразными клеточными «задвижками», или перекрывается внешним воздействием - наложением на поры стенок соседних клеток.


Иллюстрация в стиле СССР, из которой ничего не понятно. Зато в ней есть слово "торус".

У пористой древесной структуры есть одна принципиальная особенность – поры всегда парные. Т.е. не существует какой-то там отдельной клеточной «дырки», перфорации; если в одной трахеиде образовалась пора – она обязательно соприкасается с порой другой трахеиды. Таким образом клетки деверева сообщаются – проводят влагу, питательные вещества.


Отлично видны парные поры

Оставшиеся десять процентов хвойной древесины – это запасающие клетки. Они разнообразны, но главное – в хвойной древесине их совсем мало, т.к. хвойные – не сбрасывают листву, им есть, где хранить запасы питания, они не нуждаются в дополнительных внутренних резервуарах. Любопытным можно дать название запасающей ткани хвои – паренхима. Клетки паренхимы, в отличие от трахеид, самые обычные – равные по длине и ширине. Делящиеся клетки камбия – тоже относят к паренхиме.


Иллюстрация, на которой тоже ничего не видно, кроме трахеид. Зато понятно соотношение трахеид - и всех остальных тканей ксилемы.

С лиственной древесиной все сложнее. В ней, кроме механической, проводящей мертвой ткани, много депо питательных веществ, а также – сосудов.

Механическая часть лиственной древесины – либриформ. Она волокнистая, довольно спутанная, к тому же, в отличие от хвойных трахеид, объем либриформа – не так велик, не больше 75%, но все же – именно либриформ – основная и определяющая.


Слева-направо: лучевые клетки (ray cells), сосуд (vessel), клетки паренхимы (parenchyma cells), трахеиды (tracheids), волокно либриформа (fibers - волокна).

Либриформ там и сям испещрен другими частями древесины, причем, каждая из этих частей – совершенно самостоятельна, живет своей отдельной жизнью, образует свои обособленные, взаимосвязанные структуры. Кроме того, видимо для того, чтобы совсем отбить у лютнеров охоту связываться с лиственными породами, в них между разнородными (гетерогенными) структурами – существуют прослойки из промежуточных, переходных структур.

Проводящую функцию обеспечивают сосуды и трахеиды (да-да, в лиственной древесине тоже есть трахеиды – только их совсем мало), а паренхимные клетки – запасают питательные элементы.


Для сравнения - количество разнородных включений в дубе, вишне и сосне. У дуба - громадные сосуды, у вишни - чуть меньше, зато их гораздо больше, в сосне же - сосудов нет вовсе, а то, что похоже на сосуд - смоляной ход. Паренхимные скопления - у сосны упорядочены в секторы, у дуба и вишни - понатыканы как попало.

Сосуды – уникальная особенность лиственной древесины. Образуются они сложно. Это хитрая система, при которой – сначала возникают нормальные клетки – примерно равные по длине и ширине; они бывают сгруппированы столбиком – одна над другой. После – в этом столбике происходят два процесса, о которых можно сказать «что» и «как», но трудно – «почему». В получившемся столбике внутренние перегородки растворяются, а общая внешняя стенка – наоборот утолщается. Получается один большой длинный механизм – полый сосуд. Поры сосудов образуются также в процессе соединения члеников и растворения их внутренних перегородок. Заращения могут происходить неполно – отсюда перфорации, отсюда – поры.


Зрелая древесина. Видны сосуды в массе либриформа.


Помните Плаксу Миртл из "Гарри Поттера"? Мёётл - так сказали бы саксы. Девочка названа в честь дерева, что много говорит о ее родителях. А на фото - поры в сосудах мирта - простая пора и лестничная пора.

Трахеиды лиственной древесины – это переходная форма от камбия к другим структурам. Если трахеида сосудистая – из нее позже образуется сосуд. Если волокнистая – из нее получится собственно древесина – либриформ.

образование лучевой клетки из камбия.jpg
Стрелкой показано, как из камбия образуется сосудистый трахеид, который позже - станет полноценным сосудом.

В старых сосудах ядровой древесины образуются тилы, закрывающие просвет и лишающие дерево питания.


Тилы, образовавшиеся в сосуде черного ореха.

Паренхимные клетки (как мы помним – равные по длине и ширине) – накапливают питание для дерева. Чем их больше, тем древесина легче, т.к. эти клетки – живые и почти не одревесневшие. У деревьев русских широт, к примеру, паренхимы бывает не больше 15%, а вот у тропических деревьев паренхима составляет основную массу. Отсюда легкость этой древесины, ее невесомость. Паренхима в лиственной древесине ранжирована по-разному: она может быть равномерно распределена между либриформом (и тогда ее называют диффузной), а может находиться между слоями (такую паренхиму зовут метатрахеальной).


Осина. Вы найдете здесь паренхиму? Вот и я не найду. А она - есть! Только она диффузная - равномерно распределенная между либриформом. Зато замечательно видны сосуды.

Удивительны нагромождения лиственных пород. И они же – драматичны для звука. Акустические свойства лиственных деревьев давно оценены, взвешены и найдены неудовлетворительными. Звук по такой древесине не бежит и не распространяется, а, споткнувшись трижды, - гаснет безо всякой надежды.


Дуб. Поперечный срез ствола. Дикое нагромождение всего самого полезного.

Потому, если вы, любезный читатель, не дедушка в маразме, выпрашивающий по знакомым на день города значки «мать героиня», поверьте опыту мастеров.


Для сравнения с дубом - сильно увеличенный срез ели. Даже в таком громадном приближении - простота и строгость.


А это - ясень. Опять включения запасающих и проводящих конгломератов.

Почему не сосна? Это ведь тоже хвойная древесина! - спросит читатель, - и будет прав. Сосну тоже можно использовать. Из сосны получаются изумительно звучные деки. Но есть «но». Сосна богата смоляными ходами, а еще богаче - сучками. Чтобы вырезать из ствола чистые заготовки – слишком много придется отправить в брак. Для мастера это не особо критично, для фабричного производства – неприемлемо. Просто бизнес.


Типичные музыкальные проблемы сосны - осмолы и сучки. Нарядно, конечно, но для музыкальных инструментов - никак не годится.

Потому, повторим, только кедр, только ель. Остальное – от лукавого. Если лукавому нужно наше спокойствие, пусть придет и возьмет его! А мы торопиться не будем.

Tags: ликбез
Subscribe

Posts from This Journal “ликбез” Tag

  • Специально для пацанов. Повышаем блатные аккорды.

    Положим, мы выучили три блатных аккорда - Am, Dm, E. И стали почти королями двора. Кроме того, мы знаем и аппликатуру других октавных аккордов. И…

  • Читаем по годовым кольцам, ч.3

    Чтобы создать на основе анализа кольца достоверные кривые, важно соблюдать некоторые методы и последовательности. Сравнивать можно срезы дерева…

  • Читаем по годовым кольцам, ч.2

    Давайте разберем гитарный пример, чтобы показать, как ненадежны порой относительные источники. Перед нами – барочная венецианская…

  • Читаем по годовым кольцам, ч.1

    Отвлечемся ненадолго от исторических очерков, тем более, что перед нами – целое столетие великих открытий, описать которые – и…

  • Словарик гитариста-крестоносца

    Бывает всё на свете хорошо,- В чем дело, сразу не поймёшь,- А просто… А просто нужно открыть спецификации гитар Крузейдер – и все…

  • Последовательность #

    Подсказали совершенно потрясающий способ запомнить последовательность расстановки диезов. Помните, правда, этот ряд - FCGDAEH? Понятно, что можно…

  • Китайцы делают гитары

    Позаимствовав отечественный репортаж из логовища Бабрихи, было бы глупо оставить его без сравнения с нашим любимым Китаем. По устоявшемуся мнению…

  • От Миши Тиунова

    Миша - он Шопен. Играючи справляется с темперацией скромными движениями пальцев. Мы не можем не поделиться его опытом. Оригинал взят у…

  • Три аккорда. А лучше - четыре!

    Как известно, любую песню Ларисы Долиной можно сыграть четырьмя аккордами, а если к ним добавить еще два – музыканту покорится репертуар…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments