sintez_audio (sintez_audio) wrote,
sintez_audio
sintez_audio

Category:

Агуадо. Часть 2.

maxresdefault.jpg

Как уже упоминалось, Агуадо был невероятно скромным и любезным. Он умел очаровать с первых слов, с первого захода. Только этим можно объяснить его успех (селюка, провинциала!) в мировых столицах. Очаровал он и Сора. Настолько, что Сор после первого же знакомства никуда не отпустил юношу, поселил с собой в одном доме – и стал брать с собой на совместные выступления.

А после – он очаровал остальных. У молодого человека образовались прочные знакомства, он оброс связями. Среди друзей Агуадо упоминают Россини, Паганини, Беллини. Поистине, он был волшебником общения – и это помогло изменить гитару.
В Париже он успел написать учебное пособие, ставшее классическим, а в 1835 году (по собственным словам) задумался над тем, как сделать гитару громче. Как вывести ее из светских салонов – в концертные залы.

Что первое нам приходит в голову, когда мы задумываемся о громкости? Несомненно, размер. Джамбо и дредноут перекричат парлор, хоть дери его перчаткой Фредди Крюгера. Но это только часть пути к цели.


Слева: Штауффер, Лакот, Панормо.
Справа: Штауффер, Лакот, Панормо, терц-гитара Штауффера, мультистринг-гитара без упоминания автора.
Нам встретятся все эти имена.


Вторая часть – напряжение конструкции. Гитара должна перестать быть гробиком с жилами – ее корпус должен стать колоколом, барабаном. Другими словами, он должен напрячься, чтобы отзываться на любое – самое легкое -  прикосновение. Агуадо долго думал и придумал перелом струны. Он добавил горочку в подставку, через которую струна переламывалась и напрягала корпус гитары – от головки грифа до самого низа. До него до косточки в подставке не додумался никто.


Бриджи Лакота до Агуадо и после.
Появление косточки - порожка.


И третье – звуку нужен был правильный выход. И Дионисио стал рассчитывать верное расположение резонаторного отверстия.

Но он не был лютье. Руки у него были, но предназначались Творцом для других целей. Нужен был человек, которому были бы родными рубанок и стамеска.
В то время в Париже безраздельно царили два лютье – Лакот и Лапревотт. Гитары первого ценились дороже (причем ощутимо), потому второй считал себя скрипичным лютье, хотя, по отзывам современников, скрипки он делал весьма посредственные.

Двести пятьдесят франков просил за гитару Лакот и сто семьдесят – Лапревотт. Стоимость обеда с вином в простом ресторане была равна примерно 2 франкам, в роскошном – 25 франкам. Десять обедов в роскошном ресторане или сто в простом – вот эквивалент стоимости гитары Лакота. Прикинем на Москву? Большой обед в шаурмячной, что за «Белоруссией» на ВДНХ с пивом будет стоить 700 рублей. Это стандартная рабочая столовая столицы. Ну вот 70 тысяч рублей примерно и стоила бы простая гитара Лакота в Муздетали. Это хорошая цена. И Беликов еще бы плакал, что играют они лучше, чем стоят. В своем стиле.

Агуадо буквально заставил этих двух лютье своим обаянием перестроить привычную гитару. Что тут действовала магия личности Агуадо – нет ни малейшего сомнения. Когда он в 1838 году уехал из Парижа в Мадрид – оба лютье возвращаются к привычным лекалам и перестают делать гитары в стиле Агуадо.

Он вынудил их сделать выше обечайки, увеличить корпус, переделать подставку.
А еще до этого – он изобрел триподисон. Когда говорят об Агуадо, обычно упоминают всего две вещи – его учебник и триподисон. На мой взгляд, это несправедливо, т.к. триподисон хоть и интересен, но он умер. Он не выдержал проверки времени. От него остались отголоски, навроде суппортов, но это совсем не триподисоны. Изменения в конструкции – гораздо более значительный вклад Агуадо в развитие гитары.
Но триподисон нужно упомянуть, т.к. несколько гитар Лакота сделаны со вторым резонатором на задней деке, который некоторое время вызывал недоумение. Зачем нужен резонатор на задней деке, если она прижата к телу гитариста? И только после исследований связей мастеров с Агуадо – все встало на свои места. На триподисоне – задний резонатор может работать полноценно.


Второй резонатор гитары Лакота.
Обложка учебного пособия Агуадо.
Два изображения триподисона.


Историк гитары Джеймс Вестбрук сожалеет, что Агуадо не стал работать с лютье Панормо, который, по мнению Вестбрука, выполнил бы все задумки испанца. Мне немного непонятна эта его мысль, т.к. Панормо – английский мастер, в то время, как все изобретения Агуадо – сделаны в Париже. Но для Вестбрука и русская семиструнка – это всего лишь переделка английской цистры, потому его выводы не могут показаться странными. Потому что они все странные. Просто это стиль Вестбрука: видеть в странном очевидное. Быть может он-то и видит упомянутого единорога, который нам незрим, т.к. странен.

Почему Агуадо покинул Париж и уехал в Буэнлабрад, как Диоклетиан - сажать капусту – неизвестно. Известно только, что в Испании жить спокойно ему не дали. Его оторвали от капусты и отправили ко двору, где он стал первым гитаристом страны и первым учителем. Быть может это и было целью? Из тридцатого во Франции превратиться в первого в Мадриде? Неизвестно.
Зато отлично известно, что навыки работы с Лакотом и Лапревоттом он привез на родину, где они и развились, став чуть позже гитарой Торреса.
Отзывы современников о его жизни в Мадриде не слишком отличаются от остальных отзывов. Он был невероятно скромным и любезным. Даже этого достаточно, чтобы жить достойно, а если прибавить все то, что он сделал для гитары – достаточно более чем.

Зимою 49 года он простудился. Сначала все шло терпимо, а после – и резко – Агуадо понял, что умирает.
Перед смертью он писал завещание. Завещал он, в основном, свои гитары.
Работал с гитарами он – я считаю от момента отъезда в Париж – ровно 25 лет.

© Кудрявцев Алексей
Tags: история гитары
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Гусарские усатые бриджи. Гитаристы их любили.

    Мы делимся статьями с блогом Дофф, а те не остаются в долгу. Прикольный очерк развития гитарных бриджей в XVII веке. Обещают скоро написать на ту же…

  • Девять историй о гитаре. История четвертая.

    Батов Мелочным презрением и мелочной завистью я объясняю привычку описывать развитие русской гитары – отдельно от развития европейской.…

  • Агуадо. Часть 1.

    Он был невероятно скромным и любезным, но при этом страшно настойчивым. Как все это сочеталось в одном человеке – совершенно непонятно,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments